8 (3022) 31-11-82 8 (3022) 31-12-23 ONDchita@yandex.ru г. Чита, ул. Верхоленская, 1

Методическое пособие для учителей "Уроки профилактики наркомании в школе"

Методическое пособие для учителей
 «Уроки профилактики  наркомании в школе»
 
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Выработкау подрастающего поколения устойчивости кнаркотическому давлению среды требует пристального внимания педагогов и педагогической науки, поскольку общество остро нуждается в работе по ограждению детей, подростков, юношества от пагубного влияния наркотиков. При этом профилактика наркотизма среди школьников должна быть неотъемлемой частью всей системы воспитания и обеспечивать решение не только собственно антинаркогенных, но также и общих задач воспитания.
Важнейшим в воспитательно-профилактической антинаркотической работе является: а) обучение школьников умению противостоять жизненным трудностям и конфликтным ситуациям; б) формирование у школьников отрицательного отношения к наркогенным веществам и последствиям их употребления. На этой основе становится возможной способность противостоять наркогенному воздействию микросреды, в том числе умение отказаться от предложений испытать на себе действие того или иного вещества.
Представленные ниже уроки профилактики наркомании составлены на основе принципов педагогической наркологии и расположены в последовательности, которая способствует формированию у учащихся внутренних антинаркотических защитных барьеров.
Уроки содержат доступный для усвоения детьми и подростками материал, соответственно, для младших, средних и старших классов. Характер изложения оставляет учителю возможности для индивидуального творчества с учетом уровня его собственных знаний и конкретных особенностей обучаемых. Уроки для всех трех ступеней основаны на одних и тех же тезисах. Поэтому темы уроков повторяются, но с учетом изменений возраста и общего развития учащихся.
Дополнительно дается информация о признаках наркотического опьянения, краткий словарь терминов, используемых в наркогенной среде, а также анкета для учащихся, содержащая вопросы для проверки усвоения ими учебного материала и позволяющая оценить степень их устойчивости к наркогенному давлению среды.
Следует отметить, что наркомания имеет биологическую основу и социальные следствия, а в личностно-психологическом плане представляет собой этическую проблему. Поэтому Вопросы профилактики наркомании тесно связаны с задачами нравственного воспитания.

2. УРОКИ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ (1 – 4-й КЛАССЫ)
Урок 1. Полет и падение
Цель урока: сформировать у учащихся понятие о веществах, способных воздействовать на психику человека; подвести учащихся к мысли о том, что понятие «полет» и «падение» неразрывно связаны между собой в случае употребления человеком наркотических веществ.
Основные понятия: полет; падение; Приятные и неприятные ощущения; вещества, действующие на психи­ку.
Основные положения урока
1. Что такое полет?
Расскажите, как летают птицы. Как вы думаете, полет приносит удовольствие или нет?
Кто хотел бы полетать, как птицы?
Кто летал на самолете? Какие ощущения при этом были?
Многие согласятся, что полет доставляет удовольствие, приятные ощущения, свободу, чувство легкости, радости, веселья и т.д.
2. Что такое падение?
Кто падал? В каких ситуациях это происходило? Например, катаясь на коньках, лыжах, или когда было скользко на улице.
Что вы чувствовали при падении (боль, обиду, уныние, хотелось плакать и т.д.)?
Как вы думаете, к чему может привести падение с большой высоты (тяжелое увечье или смерть)? Человек, получивший увечье, частично или полностью лишен способности трудиться, он становится инвалидом.
Таким образом, падение приводит к весьма неприятный ощущениям, а в некоторых случаях может привести к инвалидности или даже смерти.
3. Как вы себе представляете «полет» и «падение» (нарисуйте в альбоме).
Итак, полет почти всегда связан с приятными ощущениями и не связан с потерей здоровья. Полет можно повторить (например; человек неоднократно прыгает с парашютом).
Полет – это свобода. Можно двигаться в любом направлении, движения не скованы. Ощущения от полета – легкость, приподнятость настроения, удовольствие и т.д.
Падение, напротив, дает неприятные ощущения и может закончиться смертью. Например, человек падает с большой высоты. Сильная боль в момент удара и боль длительное время после этого. При этом могут быть ушибы, переломы костей, сотрясение мозга и т.д.
4. Что же происходит при употреблении наркотиков?
Вначале человек чувствует себя хорошо, он как бы летит, парит в воздухе. Когда же действие наркотического вещества заканчивается, у человека сразу же портится настроение, и оно остается очень плохим до тех пор, пока он вновь не примет наркотик. Со временем при перерывах в приеме наркотика появляется также боль во всем теле (болят мышцы ног, спины, шеи, болит живот и т.д.). Человек не может найти себе места. Иногда он даже неспособен поднять голову с постели, если не принял наркотик. Настроение резко падает, жить не хочется. Это состояние называется «ломка». Человеку может помочь только врач или новая доза наркотика, после принятия, которой все неприятности, как ему кажется, прекращаются. Но лишь на время действия наркотика. Вновь человек ощущает себя хорошо, ему хочется петь, смеяться – до следующей «ломки».
Таким образом, всякий раз после такого «полета», вызванного приемом наркотика, снова будет такое же падение. А со временем – и еще более тяжелое.
Заключение. Последствия падения, возникающие у человека в результате приема наркотических веществ, намного опаснее для здоровья, чем, к примеру, падение на скользкой дорожке, даже если при этом он сломал ногу. Почему? Потому что наркотики не только отравляют организм, но и подчиняют себе все мысли, чувства и пони» человека.
Урок 2. Хорошие и плохие вещества
Цель урока: сформировать у учащихся представление о полезных и вредных для здоровья веществах и людях, которые наживаются на продаже вредных веществ.
Основные понятия: обман; приманка; нажива.
Основные положения урока
В начале урока следует провести рисуночный тест «Праздничный стол», способствующий выявлению информированности детей о наркогенных веществах. Какие вещества изображены на рисунках? Какого они цвета? Встречаются ли в рисунках изображения алкогольных напитков, атрибуты наркотизации (фужеры, стаканы, бутылки, сигареты, спички, курительные трубки) и, т.д.?
1. Игра «Рыбак и рыбка».
Цель игры: показать детям, что есть вещества, которые иногда предлагают попробовать бесплатно (чтобы испытать на себе их действие). Но если человек их попробует, то за это ему придется расплачиваться всю оставшуюся жизнь.
Ход игры: в центре круга стоят дети («рыбки»). За кругом – ребенок с удочкой («рыбак»). «Рыбак» закидывает пустую удочку в центр круга и начинает ловить «рыбу». Но «рыба» не ловится.
Вопрос: почему рыба не клюет? – Нужна приманка.
Что является приманкой для рыбы? – Хлеб, червяк, каша и т.д.
«Рыбак» насаживает на крючок приманку (интересный предмет) и начинает снова ловить «рыбу». «Рыба» (дети), стоящие в кругу, должны поймать и удержать наживку. Как только кто-то из детей поймает наживку, «рыбак» тянет к себе и вытаскивает «рыбку». Игра заканчивается.
Ребенок, которому первому удается схватить приманку, может оставить ее себе, и, казалось бы, он выигрывает! Но на самом деле выигрывает «рыбак». Он ловит «рыбку», а «рыбка» (ребенок) проигрывает: ее поймали. Тех ребят, кто приманку не схватил, «рыбак» поймать не может.
Вопрос: как вы думаете, рыбаки дают приманку рыбе бесплатно или нет? – Рыбе приманку предлагают бесплатно, но после этого ее зажарят и съедят.
Вопрос: что выгадала рыба, схватив приманку? – Рыба не выиграла, а проиграла. Если бы она не схватила приманку, то осталась бы живой.
Вывод: за «бесплатную» приманку рыба расплачивается жизнью.
2. Игра «Мышка и сыр».
Ход игры: в кругу лежит кусочек сыра. За кругом – мышка. Она видит сыр, ей хочется его съесть, но она не знает, как ей это сделать. Она видит дверцу. Желание съесть сыр позволяет мышке преодолеть страх перед неизвестным, войти в мышеловку и схватить сыр, но двери мышеловки захлопывается. (Дети встают вокруг круга и берутся за руки. Мышка плачет, так как выйти не может). Игра заканчивается.
Вывод; мышка за «бесплатный» сыр расплачивается свободой.
То же самое происходит, когда человеку торговцы предлагают попробовать наркотик.
Вопрос; почему торговцы наркотиками иногда не требуют денег? – Они обязательно потребуют их, но не сразу, а потом.
Вопрос: а когда же? – Они хорошо знают, что после одной-двух проб, когда человек испытает на себе действие наркотика, ему захочется принимать его и дальше. Тогда уже торговцы начнут брать с него деньги и получат все, что захотят.
Следует обратить внимание учеников на то, что бесплатно Наркотик предлагают только тем, у кого нет желания пробовать (принимать) его. Тем же, кто хочет сам принимать наркотик, его бесплатно никогда не дают –только продают. И на этом наживаются.
3. Главная цель продавца наркотиковзаключается в том, чтобы у человека появилось желание принимать наркотик, а потом на этом желании он (продавец) будет зарабатывать большие деньги. И его заработок (прибыль) будет тем больше, чем больше людей будут хотеть принимать наркотики.
Вопрос: а что использует торговец в качестве приманки?
·     Утверждения о приятности действия какого-либо вещества.
·     Утверждения о безвредности этого вещества.
·     Утверждения о «модности» приема этого вещества.
·     Утверждения о том, что человек, начавший употреблять наркотик, способен понять что-то такое, что недоступно пониманию других людей, не употребляющих его. (Но понять он сможет только одно: что не может больше обходиться без наркотика, и поэтому становится рабом того, у кого можно получить наркотик).
Вопрос: почему те, кто наживается на продаже наркотиков, их не употребляют сами?
А будет ли рыбак есть приманку, которую насаживает на крючок? Люди разве едят червяков? – Нет. Даже если рыбак будет приманивать рыбу хлебом, он не ест хлеб с крючка!
Поэтому крупные торговцы наркотиками (наркомафия) сами, никогда не употребляют их. Но они имеют своих «рабов» – людей, которым хочется принимать наркотики, но на это нет денег. Тогда крупные торговцы поручают им торговать, а выручку забирают себе, расплачиваясь со своими «рабами» некоторым количеством наркотика.
Заключение. Человек, начавший употреблять наркотики, подобен рыбе, которая попала на крючок. Сравните ее положение с рыбами, которые плавают свободно. Точно такое же различие между людьми, которые употребляют наркотики, и теми, которые их не употребляют.
Опасных веществ довольно много, как может быть много и разныхприманок, которые рыбак насаживает на крючок. И пойманный на наркотический крючок человек постоянно будет расплачиваться не только деньгами, но и свободой, здоровьем, семьей, а, в конце концов, и жизнью.
Урок 3. Хорошие и дурные поступки
Цель урока: сформировать у детей понятие «хорошие» и «плохие» поступки. Дополнительно: выявление группы риска.
Основные понятия: плохие и хорошие поступки; правильное и неправильное поведение, раскаяние и проще­ние; наркомания не прощает ничего, никому, никогда.
Основные положения урока
В начале урока следует провести тест «Моя семья», позволяющий выявить взаимоотношения в семье и характер отношения к детям (занимаются ли родители воспитанием, интересуются ли внутренним миром ребенка). Это позволит учителю выявить группу риска (психологически безнадзорные, с последствиями родовой травмы, с девиантным поведением). В рисунке также важно отметить цветовую гамму, размеры действующих лиц, дистанцию между членами семьи.
Наличие в рисунке мрачных тонов свидетельствует о психологическом напряжении ребенка, неудовлетворенности, одиночестве. Светлые тона – о благополучии, удовлетворении, спокойствии.
Далее к уроку следует приготовить картинки с изображением разных поступков.
1. Вопрос: какие поступки бывают? – Хорошие и плохие.
Приведите примеры хороших поступков. Объясните, почему (чем) они хорошие.
Приведите примеры плохих поступков. Объясните, почему (чем) они плохие.
Поступки, нарушающие нормы поведения, принятые в обществе, дома, в классе, вредящие здоровью, мешающие другим людям, относят к плохим.
За плохие поступки родители могут и должны наказывать, обязательно разъясняя, за что. Можно почитать учащимся отдельные главы повести Гарина-Михайловского «Детство Темы» (глава «Наказание»), а затем обсудить ее.
2. Вопрос: для чего наказывают за плохие поступки?
Чтобы связать этот поступок с неприятным. И тогда, желая впредь избежать этого неприятного, ребенок, подросток не будет совершать таких поступков.
3. Вопрос: почему (для чего) награждают за хорошие поступки?
Для того чтобы связать хороший поступок с приятом. И тогда, желая испытывать приятное, ребенок, подросток будет совершать хорошие поступки. Очень важно, чтобы ребенок с детства был приучен достигать приятного хорошими поступками (трудом, полезными делами, помощью одноклассникам и т.д.), а не приемом каких-то веществ.
В то же время за плохой поступок можно попросить прощения. Прочитайте главу «Прощение» из повести «Детство Темы».
4. Вопрос: что такое прощение? – Оно неразрывно связано с понятием раскаяние.
Раскаяние – переживания по поводу своего поступка. Ребенок, совершивший плохой поступок, понял, что поступил плохо, и сожалеет об этом. Воспоминание о своем поступке ему неприятно, и у него возникает желание больше никогда так не поступать. Когда родители видят, что ребенок раскаялся, они его одобряют за это раскаяние и впоследствии об этом поступке уже не напоминают. Это и есть прощение.
5. Вопрос: что значит «человека простили»?
Это значит, что ему больше не напоминают о плохом поступке и перестают ругать за него.
6. Вопрос: как быть, если у ребенка постоянно возникает желание совершать плохие поступки?
Это значит, что человек стал «рабом» стремления к плохим поступкам. Каждый случай потребления наркотических веществ – тоже плохой поступок. Человек, желающий потреблять наркотические вещества, становится «рабом» своего желания.
7. Вырос; а можно попросить прощения у своего собственного желания? – Нет, это невозможно, потому что желание вновь и вновь напоминает о себе. Оно не дает человеку возможности забыть о своем поступке и заставляет его совершать такие поступки вновь и вновь.
8. Вопрос: почему употребление наркотиков – это плохой поступок? Какие поступки считаются плохими? (Можно поговорить с учащимися по прочитанным главам или прочитать другие произведения аналогичного содержания).
Заключение.Можно ли за употребление наркотиков попросить прощение? – Нет! Нет! И еще раз нет! Потому что все равно это не поможет. Но очень важно, если человек твердо решит: больше никогда не буду употреблять Наркотики? К сожалению, не каждому это удается. И поэтому лучше не пробовать наркотик ни разу.
Урок 4. Правда и ложь
Цель урока:сформировать у учащихся представление о том, что такое лживый и правдивый человек; понимание того, что человек, ставший рабом наркотиков, всегда лжив.
Основные понятия:свобода и рабство; правда и ложь; зависимость от наркотиков.
Основные положения урока
1. Чтение сказки В.Н. Даля «Правда и Кривда».
Вопросы: что сказал автор о Правде? («...идет Правда по земле ни шатко, ни валко, ни на сторону, прямо, как стрела»).
Почему Правда утверждает, что с Кривдой весь свет пройдешь, да назад не вернешься? (Все равно рано или поздно расплата настигнет).
Перечислите поступки Кривды (стянула у прохожего бумажник и платок, обманула всех, выколола Правде глаза, толкнула Правду, взяла у нее деньги).
Перечислите поступки Правды (вылечила царскую дочь, отказалась от Казны, царства, попросила, чтобы ее назначили судьей, уму-разуму научила).
Кому жить труднее, но почетнее? (Правде).
Задание: нарисовать, Правду и Кривду.
Таким образом, Кривда в каждый данный момент нередко выигрывает. Но со временем она обязательно проиграет.
Русская пословица: «Шила в мешке не утаишь». Сколько бы человек не врал, все равно правда открывается. Например, если ученик скрывает от родителей плохие оценки, все равно они об этом узнают. И тогда наказание будет больше, чем, если бы он честно признался и постарался их исправить.
2. Почему человек, начинающий употреблять наркотики, становится лживым?
Потому что, начав употреблять наркотики, он становится постепенно их рабом. Развивается такое сильное желание вновь и вновь принимать наркотик, что человек не может ни о чем другом думать. Чем чаше он употребляет наркотик, тем ему сильнее хочется находиться в состоянии наркотического опьянения. «Ловушка» захлопывается.
Теперь все поступки человека направлены только на добывание и употребление наркотиков. Например, наркоман может часами бродить по городу, чтобы найти торговца наркотиком и купить его. Когда денег на это у него не остается, наркоман готов на любые действия: врать, воровать, предавать своих близких друзей и т.д.
3. Наркотики и преступления.
Наркотики стоят дорого. Поэтому человек, употребляющий наркотики, не всегда имеет достаточно денег, чтобы их покупать. Поэтому наркоман прибегает к разным способам добывания денег: просит взаймы у знакомых, родных, друзей, никогда не возвращая долга, и нередко идет ради наркотика даже на преступления (воровство, убийство).
4. Наркоман – тяжело психически больной человек.
Наркотики сначала разрушают психику, лишая человека его лучших качеств. Он становится эгоистом, потому что теряет способность сочувствовать, переживать, оказывать помощь пострадавшим. У него всего одна цель – побыстрее принять наркотик и уйти из реального мира в мирдурмана.
Больномунастолько сильно хочется наркотика, что в сравнении с этим желанием становятся безразличны чувства, права, здоровье других людей, даже самых близких. Он может продавать вещи, чтобы купить наркотики, красть. Он готов обмануть, чтобы выманить деньги, потому что знает: если он вовремя не Примет очередную дозу наркотика, то ему станет очень плохо: наступит «ломка». (Полезно повторить с учащимися материал второго урока).
5. Вред курения.
Курение – наиболее легкое проявление зависимости человека от химического вещества. Но каждый курящий знает, как сильно желание в очередной раз закурить. Например, на перемене курящие ученики бегут на улицу, чтобы покурить, а если им не удается, то на следующем уроке они ни о чем другом думать не могут. Они думают только о табаке, а не о занятиях. Разве это не рабство?
Вопрос: как это сказывается на успешности обучения? – Отрицательно.
Когда подросток начинает курить, он скрывает это от родителей. Он понимает, что совершает плохой поступок и заслуживает наказания.
Вопрос: почему же он продолжает курить?
Потому что становится «рабом» собственного желания. Ложь для него делается постоянным способом избежать наказания. Начинающие курить всегда скрывают это от родителей. А привыкнув врать в одном, человек легче врет и в другом. Так, употребление даже табака способствует лживости. Но наркотики еще более опасны, и потребление их скрывают еще более старательно.
6. Можно ли доверить человеку, который привык врать? Может ли лжец быть надежным другом?
Наркоманы – несвободные люди, так как зависят от наркотика. Как правило, несвободный человек не может говорить правду. Он постоянно готов обманывать, если это поможет добыть наркотик. Даже лучший друг может стать врагом, если он начнет потреблять наркотики. Поэтому, если кто-то из ваших друзей начал употреблять какие-то вещества – ради любопытства или желая казаться более «взрослым», - не верьте ни одному их слову.
Есть еще более опасные вещества, чем никотин табака. И рабство от них значительно более тяжелее. Если курящие подростки лгут своим родителям – отрицают, что курят, пока их не поймают за этим занятием, то употребление еще более опасных – наркотических – веществ заставляет их врать еще больше. Ведь употребление этих веществ запрещается законом. Поэтому употребление наркотических веществ не просто плохой поступок – это правонарушение. Тяжелое правонарушение называется преступлением, а совершивший его – преступником.
8. Что такое закон?
Это правила поведения, установленные для всех граждан страны. Нарушение законов вредит самому человеку и другим людям. Цель наказания за нарушение закона – препятствовать повторению неправильного поведения, предотвращение дальнейших преступлений.
Заключение.Потребление наркотиков делает человека лживым, так как он вынужден скрывать свою тягу к наркотику. Потребление наркотиков делает человека преступником, так как он готов на любые действия, лишь бы добыть деньги для покупки наркотика и поскорее принять его.
Урок 5. Добрые дела
Цель урока; сформировать у учащихся представления о добрых и недобрых делах. Распространение наркотиков – недоброе дело.
Основные понятия: добро и зло; общение; наркотическая зараза.
Основные положения урока
1. Прочитать один из рассказов К.Д. Ушинского: «Персики», «Дедушка и внучек», «Богатство», «Вера», «Паук».
Вопросы: кто может пересказать содержание рассказа? Что понравилось в рассказе? Что не понравилось в рассказе?
2. Почему добрые дела так называют?
Приведите примеры (можно воспользоваться рассказами К.Д. Ушинского). Добро – все хорошее, положительное, полезное, что совершает человек. Доброта как черта характера человека – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать другим добро.
Зло – нечто дурное, вредное, противоположное добру. Злоба – злость и недоброжелательность к кому-нибудь.
3. Продажа наркотика – это доброе дело или злое?
Это не может быть добрым делом. Ведь главная цель продавца наркотиков заключается в том, чтобы у человека выработалось желание принимать наркотик, а уже потом на этом желании он будет зарабатывать деньги. И продавцы пытаются приобрести себе больше «рабов», чтобы наживаться на их беде.
Когда после приема одной или нескольких проб наркотика у человека возникает желание принимать его вновь и вновь, это и есть начало тяжелого душевного заболевания – наркомании.
4. Почему наркомания – душевное заболевание?
Потому что человек становится лживым, эгоистом, черствым, нежалостливым к окружающим его людям, даже к самым близким. Потому, что за исключением наркотиков все для него становится маловажным, ничего его не интересует, кроме наркотика. Наркотик образует как бы «невидимую стену» между этим человеком и людьми, которые наркотиков не употребляют. Вместе с тем наркотик сближает его с теми людьми, которые их употребляют. Вместе они начинают добывать наркотик, образуя преступные группы.
5. Кто способствует распространению наркомании?
Употребляющий наркотики человек постепенно осознает вред их потребления. Но, зная это, он не может отказаться от приема наркотика, преодолеть свое желание и принимает его вновь и вновь. Один больной нар­команией может «заразить» до 10 – 15 здоровых людей разного возраста, особенно детей и подростков.
Вопрос: для чего они это делают?
Для того чтобы стало больше людей, которые, попробовав наркотик, начали его потреблять регулярно и тем самым попали в рабство к продавцу. «Польза» же для наркомана в том, что он может проводить с ними время, доставать с их помощью наркотики, брать взаймы и т.д.
6. Почему наркотики нередко называют «дурью»?
Потому что от употребления наркотика люди дурнеют. Вспомним состояние пьяного. Разве пьяный – не дурной? Он совершает бестактные поступки, нецензурно ругается, может полезть в драку из-за пустяка или из-за того, что ему что-то показалось. Разве он не дурной в сравнении с трезвым? Но вещества, вызывающие состояние наркотического опьянения, еще более опасны, чем спиртное.
«Дурь» каждого наркотического вещества проявляется по-разному. Но всегда она остается «дурью». Например, курящий табак не становится таким, как пьяный, т.к. никотин табака действует на психику человека иначе, чем алкоголь. Но разве не «дурь» курением сокращать себе жизнь, зарабатывая рак легких, язву желудка и другие тяжелые болезни?
Следует также отметить примеры курения и употребления спиртных напитков, встречающиеся в фильмах, спектаклях и т.д. Почему это происходит? Потому что участие в их создании принимают люди, которые сами стали рабами этих веществ.
Заключение.Наркомания распространяется подобно заразному заболеванию. У обычного заболевания возбудитель – болезнетворные микробы, у наркомании же – пример, уговоры, предложения попробовать наркотик. Предлагают это те, кто сами потребляют наркотики или наживаются на их распространении.
3.УРОКИ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ (5 – 8-й КЛАССЫ)
Урок 1. Первая проба наркотика – начало полета, в конце которого падение
Цель урока: формирование у учащихся понимания недопустимости даже однократной пробы наркотика.
Основные понятия: полет; падение; ассоциации полета (ощущение приятности, легкости, свободы); вред наркотических веществ; наркотическая «ломка».
Основные положения урока
Люди с незапамятных времен пытались научиться летать, как птицы. Одержимые этим желанием, они создавали различные приспособления для полета. Результатом их усилий явились воздушные шары, самолеты, дирижабли, а затем и космические корабли.
Почему люди хотели летать? Потому что завидовали птицам. И потому что их представления о полете не омрачались мыслями о плохом. Действительно, наблюдать за полетом птицы приятно. И сразу возникает мысль: а самому полетать, наверное, еще приятнее.
Задание. Описать полет птиц, оценить его естественность.
Вопрос: какие ощущения у вас возникали при прыжках? Прыгали вы на пружинной кровати, на батуте или с небольшой вышки в воду? С чем ассоциируется такой «полет»?
Учителю следует обобщить ответы учеников (полет ассоциируется с чувством легкости, свободы, приятности, удовлетворенности и т.д.).
Вопрос: чем полет отличается от падения?
Что считать полетом? – Лишь то, что может повторяться без опасности для организма. А если в конце полета гибель или травма, то это уже не полет, а падение. Например, если человек прыгает с большой высоты без парашюта – это не полет, а падение, т.к. в конце такого «полета» – гибель.
Известно, что некоторые химические вещества способны вызывать такие же ассоциации, как и во время полета: легкость и «парение». В связи с этим некоторые люди пытаются вызвать у себя эти ощущения путем использования химических веществ. Эти вещества получили название наркотических (наркотики, токсические вещества).
Человеку, который начал употреблять наркотики, каждый раз кажется, что он летит. Он не думает о том, что закончится это падением. Но он обязательно ударится. Обо что? – О мучительное состояние, которое возникает после прекращения действия наркотика. Его называют «ломка», а научное его название – абстиненция. Чем дольше человек употребляет наркотики, тем «ломка» более мучительна.
В момент «ломки» человек раздражителен, неуравновешен, напряжен, злобен. У него болят мышцы шеи, спины, конечностей, живот и т.д. Он не владеет собой, мечется, не может найти себе места.
Такое состояние длится неделю или дольше и лишь постепенно угасает. Но оно быстро снимается новой дозой наркотика. Здесь полное сходство с опохмелением при пьянстве. И все с тем же результатом: сначала приятно, потом мучительно. Так человек становится рабом химического вещества: он и хотел бы продолжать свои «полеты», и очень боится того мучительного состояния, в которое попадает при отсутствии очередной дозы.
Наркотическое рабство. Начав употреблять наркотики, человек оказывается «связан» по рукам и ногам. Он не может без наркотика обходиться и при его отсутствии непрерывно как бы бьется о дно пропасти, в которую попал, начав его употреблять.
Полет ассоциируется со свободой. Но какая же свобода может быть у того, кто стал рабом своего пристрастия к химическому веществу?
Привлекательным для наркомана становится даже вид (образ) какого-либо порошка или шприца с каким-то раствором. Или слова о действии наркотика. Постепенно ему становится приятен даже сам укол как признак последующего как бы «полета».
Когда человек падает и ударяется, он чувствует боль всего несколько мгновений, а потом теряет сознание. А представьте себе, что это ощущение длится часами, сутками, помногу дней и возникает регулярно, как только человек не успел вовремя принять наркотик. И каждое следующее «падение» еще тяжелее. Где же выход?
Домашнее задание. Подумайте, известны ли вам какие-либо наркотические вещества? Откуда вы о них узнали? Как вы относитесь к этим веществам?
Урок 2. Торговля наркотиками
Цель урока: объяснить учащимся, в каких условиях происходит распространение наркотиков.
Основные понятия: наркотики как товар; взаимоотношения потребителя и продавца наркотиков: ситуации, в которых происходит распространение наркотиков, почему деятели наркомафии сами, какправило, не употребляют наркотиков?
Основные положения урока
Уже в древности люди знали охоту: с примитивными орудиями ходили на зверей, ели их мясо, одевались в их шкуры. Чем искуснее, сильнее и смелее был охотник, тем больше он имел шансов выжить. И в настоящее время охота для многих народностей является жизненной необходимостью. Для успешной охоты на животных человек использует различные виды приманок.
Многие хотя бы раз в жизни ловили рыбу. На крючок насаживают различные виды приманок для того, чтобы на нее клюнула рыба. Приманку дают рыбе «бесплатно». Но расплачиваться за это ей приходится своей жизнью. Следовательно, за «бесплатную» приманку плата очень высокая.
Известно, что наркотики – выгодный товар, т.к. спрос на них постоянно растет. И одной из причин этого является то, что наркоману требуется все большая доза наркотика. При этом торговец старается расширить сеть своих клиентов: если возрастает число покупателей, то увеличиваются и его доходы.
Покупателями наркотиков, как правило, являются молодые люди. Чтобы было больше покупателей этого Товара, т.е. потребителей «дури», торговец прибегает к разным способам обмана. Во-первых, распространяет информацию о приятности действия и «модности» потребления; во-вторых, о безвредности или даже пользе действия наркотиков; в-третьих, он убеждает, что потребление наркотиков является признаком взрослости. «Попробуй хотя бы раз, – говорит он, – ведь от одного раза ничего не будет». И предлагает наркотик бесплатно...
Как вы думаете, где, когда, какие товары и с какой целью торговцы предлагают людям бесплатно?
В настоящее время появляются различного рода презентации тех или иных видов товара. Человеку бесплатно предлагают попробовать именно для того, чтобы он впоследствии их покупал. При этом человек решает: стоит ли покупать или нет, т.е. у него сохраняется свобода поведения, решения, выбора.
С наркотиками совсем другое дело. Почему? Потому что под действием наркотика в мозге человека (в результате сложных биохимических реакций) образуется наркотических очаг, который заставляет его даже помимо воли искать, покупать и принимать наркотик.
Ниже приводятся наиболее часто используемые формы обмана молодежи наркоторговцами.
Товар» (наркотик) продавец носит в коробочке из-под спичек. Новичков он угощает бесплатно. При этом сам он демонстративно достает из коробочки «наркотик», заправляет им папиросу и закуривает. Он всем своим видом показывает, что получает огромное удовольствие от этого. Но вся хитрость заключается в том, что в коробочке у него находятся два вещества. С одной стороны – настоящий наркотик, с другой – трава, имитирующая наркотик. Торговец, конечно же, курит обычную траву, а других угощает наркотиком. Как только подросток или молодой человек привыкает к наркотику (т.е. хочет еще), торговец бесплатно его уже не дает. – Только за деньги.
Например, курящие подростки иногда просят закурить у старших по возрасту ребят, и те охотно делятся с ними сигаретами. При этом могут быть и сигареты, начиненные наркотиком, – «мастырка».Старшие знают об этом, но младшим не говорят и с усмешкой наблюдают за действием наркотика. А младшие постепенно втягиваются в наркоманию.
В пользу употребления наркотиков торговцы приводят различные доводы. Чаще это примеры из жизни знаменитых певцов, киногероев и т.д. При этом они всячески пытаютсядоказать связь потребления наркотиков с положительными качествами героев (ловкие, смелые, красивее, богатые и т.д.). Делается вывод: ничего плохого в употреблении наркотиков нет, а, начав употреблять их, можно больше походить на этих героев – кумиров молодежи.
Еще раз напоминаем: человеку, которому самому хочется употреблять наркотики, их никогда не дают бесплатно.
Бесплатно их дают только тем, кому пока еще не хочется. Для чего? – Для того, чтобы захотелось. Это первая и главная цель торговца. А уж потом им начнут про­давать наркотики, как только убедятся, что они попались на наркотический крючок. И тут уже достигается вторая цель – деньги.
Почему это две одинаково важные для торговца цели? Потому что он не только зарабатывает деньги на пристрастии человека к наркотику, но и обретает над ним власть.
Почему наркоману хочется повторить прием наркотика? Потому что после нескольких проб человек при­выкает к нему и уже не может без него обходиться. По­скольку наркотики стоят немалых денег, наркоману приходится их искать, чтобы приобрести очередную дозу. Часто он идет ради этого на всякие преступления: и готов выполнить любое поручение торговца.
Заключение.В охотничьей деятельности человек использует различные виды приманок (ставятся капканы, сети, роются большие ямы и т.д.) с целью поимки животных. За «бесплатную» приманку животные расплачиваются свободой.
Положительная информация о наркотиках – тоже приманка, особенно для человека молодого и доверчивого. И с той же целью. И он также расплачивается за эту приманку – сначала свободой, здоровьем, семьей, а в конечном итоге и жизнью.
Домашнее задание. Объясните, почему торговцы наркотиками сами их не употребляют? Объясните, почему они дают наркотики бесплатно тем, кто не хочет их пробовать, и никогда не дают бесплатно тем, у кого уже пробудилась тяга к наркотикам?
Урок 3. Можно ли избавиться от наркомании?
Цель урока:сформировать у учащихся представления о разрушительном воздействии наркотиков на организм.
Основные понятия: поступок; прошение и наказание; внешний облик наркомана.
Основные положения урока
О людях в обществе судят по их поступкам. Поступки бывают разные. Если поступок плохой, следует наказание. Например, если человек поставит свою машину там, где стоянка запрещена, или превысит допустимую скорость при езде на автомобиле, ему придется заплатить штраф.
Как вы думаете, это можно считать наказанием? Чему оно служит?
Другой пример: человека, который что-то украл и на этом пойман, сажают в тюрьму. Это суровое наказание, правда?
К сожалению, некоторых людей приходится наказывать, чтобы отучить их поступать плохо. Было бы гораздо легче, если бы они сами поняли, насколько лучше и полезнее для них самих поступать правильно. Многие дети иногда совершают плохие поступки. При этом они ста­раются скрыть свой поступок. Например, у некоторых ребят возникают проблемы с учебой. И они стараются скрыть от родителей плохие оценки. Но рано или поздно родители узнают об этом. И неотвратимо последует наказание.
В то же время дети знают, что за плохой поступок у старших можно попросить прощение. Прошение – это значит, что тебе больше не напоминают о плохом поступке и перестают ругать за него.
Как выдумаете, употребление наркотиков – это хороший или плохой поступок?
Задание классу: описать внешний облик наркомана и оценить его.
Человек, который начинает употреблять наркотики, тоже скрывает свое пристрастие от окружающих. В его жизни появляется тайна. И тайна эта очень неприятная. И от самых близких людей. Но зато он не скрывает ее оттех, кто делает, то же самое. У него формируются новые связи – с такими же, как он. А старые привязанности, как правило, угасают. Почему? Потому что, начавший употреблять наркотики попадает в «рабство» от химиче­ского вещества. Образуется целая такая группа «рабов», связанных общими наркотическими интересами и отде­ляющихся от окружающих. Чем? – Своим тайным при­страстием.
Внешний облик человека, употребляющего наркоти­ки, постепенно ухудшается: значительное похудание; увеличение активности сальных желез; усиление пигментации кожи лица; бледность и даже зелено-желтый цвет кожи; общая слабость.
Все большие трудности у начинающего наркомана возникают в учебе: теряется интерес к ней и к прежним увлечениям, наблюдаются изменения психики (раздражительность, нервозность и т.д.). Успеваемость ухудша­ется, а с нею утрачиваются перспективы, связанные с получением образования, хорошей работой и т.д.
Все наркотические препараты в той или иной степе­ни обладают разрушительной силой на организм. Само­стоятельно от них избавиться невозможно. Но крайне трудно это сделать и с медицинской помощью.
Человек может попросить прощение за совершен­ный им плохой поступок и может получить его. Но изба­виться от наркомании невозможно. Наркомания не про­щает ничего, никому и никогда.
В домашних аптечках во многих семьях находятся различные лекарства, предназначенные для лечения того или иного заболевания. Среди них есть лекарства, которые могут снимать боль, аллергию, изменять психи­ческое состояние. Все лекарства следует использовать только по назначению врача. Применение лекарств без надобности может привести к отравлению. Не случайно в системе скорой помощи есть специальный центр по­мощи при отравлениях. Младшим пользоваться домаш­ней аптечкой надо только с разрешения взрослых.
Известны случаи, когда дети, подростки брали ле­карство из аптечки, которое, как они считали, им знако­мо, и без разрешения родителей принимали его. В результате они получали отравление, и их приходилось от­правлять в больницу.
Вопрос: каковы признаки действия наркотика на ор­ганизм?
Задание классу: описать глаза наркомана. (Для учите­ля: глаза затуманенные или со странным блеском, зрач­ки мало реагируют на изменение освещенности).
В заключение история одной наркоманки: Лене (15 лет) очень хотелось побыстрей стать взрослой и все в жизни попробовать. Подруги приводили ей доводы о том, что наркотики помогут побыстрей стать взрослой. И она попробовала наркотик.
Постепенно ей хотелось все чаше и чаще употреблять его и во все большей дозе. Вскоре она уже не могла без него обходиться. Родители, узнав о пристрастии дочери к наркотику, попытались ее лечить, обратившись в част­ную клинику. Лену вывели из состояния наркотической «ломки», и, почувствовав себя лучше, она думала, что на этом все закончилось.
Но через некоторое время она вновь попадает в нар­кологическую больницу, И в том же состоянии. Почему? Ведь в больнице ей было страшно от того, что она увиде­ла себя как бы стороны: ведь там были такие же подрост­ки. И они кричали от боли во всем теле, не могли найти себе места и не могли успокоиться и т.д.
Потому что, помимо «ломки», при наркомании су­ществует и психологическая зависимость от наркотика. Человек уже не может думать ни о чем другом, кроме как об очередной его дозе. И даже мысли о перенесенных му­чениях его не останавливают: настолько сильно желание принимать наркотик вновь и вновь. И он, помимо своей воли, продолжает принимать его. Это же случилось и с Леной.
Таким образом, прошения у наркомании просить бес­смысленно: она не прощает никогда, никому, ничего. И выражается это в постоянном желании принимать нарко­тик вновь и вновь. Таких «Прости!» может быть очень много, но ничто не помогает.
Домашнее задание. Подумайте, почему многие из тех, кто начал курить, начинает употреблять алкоголь, а за­тем и наркотики? И почему они скрывают это от родите­лей? А если скрывают, то почему продолжают употреб­лять? Почему меняется круг общения у тех, кто начал употреблять наркотики?
Подумайте,почему наркоману становится неинте­ресно все то, что интересно нормальным людям? (Пото­му что в состоянии «ломки» ему нужен только наркотик, а в состоянии наркотического дурмана ему вообще ниче­го больше не нужно).
Урок 4. Свобода и наркотики
Цель урока:сформировать у учащихся представления о наркотической зависимости.
Основные понятая: свобода и рабство; психологиче­ская зависимость от наркотика; эйфория.
Основные положения урока
Вопрос к классу: что такое свобода?
В общем понимании свобода — отсутствие каких-ли­бо ограничений или стеснений при осуществлении че­ловеком его желаний и намерений. Каждый человек об­ладает наличием различных свобод: он свободно ходит, дышит, может петь (если это не мешает другим) и т.д. Есть и другого рода свобода — свобода печати, свобода совести и т.д. Абсолютной же свободы, т.е. свободы де­лать то, что захочется, не обращая внимания на других людей, на правила поведения, на законы общества и тра­диции, не бывает.
Человек в каждый конкретный момент чего-то хочет, например, пить или есть. Т.е. он как бы несвободен, за­висим от своих потребностей, желаний и должен удов­летворять их. Но зависимость может быть не только от того, что идет на пользу. Есть или пить — это то, без чего человек может умереть. Зависимость может быть и от того, что вредно или даже опасно, что сокращает жизнь.
Вопрос к классу: назовите наиболее любимые ваши продукты?
Многие из вас потребляют свои любимые лакомства, и иногда в больших количествах. Как вы думаете, полез­но это или вредно?
Даже безобидные (полезные) продукты в большом количестве для организма могут быть вредными. Но зло­употребляющий ими человек делает это ради удовольствия. Видели ли вы, как некоторые очень полные люди едят макароны?
Человек, употребляющий наркотики, тоже делает это ради удовольствия. Первые пробы наркотика не вы­зывают у него каких-либо ощущений, так как нервные клетки мозга пока еще находятся в нормальном состоя­нии. И только со временем под влиянием наркотика со­стояние нервных клеток изменяется таким образом, что защитный барьер психики постепенно рушится и чело­век начинает испытывать душевный подъем, радостное, безмятежное состояние, прилив сил и т.д. Эти ощуще­ния (научное их название — эйфория) с каждой дозой наркотика усиливаются, и человеку хочется вновь и вновь испытать такое состояние. Теперь он начинает по­стоянно думать о наркотике и становится несвободным — рабом этого своего желания.
Вообще человек находится во власти своих желаний постоянно. Но для организма есть полезные и необходи­мые вещества, от которых человек испытывает удоволь­ствие, а есть опасные (наркотики, алкоголь, табак), от которых он также испытывает удовольствие, но для ор­ганизма они токсичны. Необходимо уяснить себе, что полезные вещества в большом количестве также могут быть вредными, а наркотики вредны и опасны в любом количестве.
В чем же проявляется психологическая зависимость от наркотика? Во-первых, человек положительно относит­ся к наркотику и к людям, употребляющим его. Во-вто­рых, наркотик для человека становится главной, а потом и единственной ценностью. Все остальные желания, увлечения и занятия отходят на задний план, а многие потом и вовсе исчезают. В-третьих, все чаще возникает желание вновь и вновь ощутить действие наркотика: все более частые, а затем и постоянные, навязчивые мысли о нем.
Все мысли, действия человека теперь подчинены то­лько одному — наркотику. Человек теперь зависим, не­свободен. Раб. После того как изменяется психика, вы­нужден изменяться и организм. Возникает «противосто­яние»: психике хочется наркотика, а организм сопро­тивляется ему: усиливаются реакции нейтрализации наркотика. В результате наркоману приходится увели­чивать дозу наркотика.
В ходе развития наркомании организм постепенно перестраивается, и если человек по каким-то причинам на время перестает употреблять наркотики, то он начинает испытывать очень мучительное состояние, о кото­ром мыговорили на предыдущих уроках, — «ломку» (на­учное ее название абстиненция).Чем больше наркотиче­ский «стаж» у человека, тем сильнее будет «ломка», абстиненция.
Стремясь к очередному приему наркотического ве­щества, наркоман готов на любую ложь и обман. Он го­тов обмануть даже самого лучшего друга, чтобы добыть наркотик. И лжет всем.
Мнение девушки 17 лет о людях, употребляющих наркотики: «...Вы лишаетесь будущего. Но если ког­да-нибудь вы соберетесь остановиться, я обещаю: вам будем очень больно и обидно за бесцельно прожитые годы. Когда-нибудь вам захочется иметь и цель в жизни, и любимое дело, и какие-то достижения, и интересную работу, и нормальную семью, но будет слишком позд­но».
Домашнее   задание.   Составьте   описание:    «Король Наркотик и его подданные».
Урок 5. Распространение наркомании
Цель урока: сформировать у учащихся представления о путях распространения наркомании.
Основные понятия: наркомания — заразная болезнь; «возбудитель» — наркотическая информация; компа­нии, в которых употребляют наркотики; незаметность и быстрота распространения потребления наркотиков.
Основные положения урока
Человек не может существовать долго один: ему не­обходимо общение. Первое общение новорожденного ребенка происходит с мамой. Это общение помогает ему познавать мир. По мере взросления многие подростки объединяются в компании на основе каких-то общих интересов: играют в футбол, катаются на велосипедах и т.д.
Образование подростками устойчивых компаний происходит, как правило, в случае, когда отношения в семье неудовлетворительные — дома не понимают, ро­дители не интересуются внутренним миром и т.д. Постепенно подросток чувствует себя ненужным и ищет тех,кто с пониманием к нему отнесется (сочувствует, сопе­реживает, Предлагает свою помощь, пусть даже для вида).
Для учителя. Следует разъяснить различие между замкнутой и открытой компанией ребят.
Чем отличается обыкновенная («открытая») группа подростков от замкнутой? — Родители знают их намере­ния, интересы (чем они занимаются, куда пошли), т.к. сами подростки делятся с взрослыми своими пробле­мами.
Замкнутая группировка подростков имеет более по­стоянный состав и расширяется лишь за счет тех, кто подчиняется их жестким требованиям. Они никогда не рассказывают, чем занимаются, часто стараются скры­ваться от взрослых.
Как правило, первую пробу наркотического вещест­ва человек делает под влиянием окружающих и обычно в компании: по их уговору, предложению, настоянию.
Кто это?
Такие же как и он, но уже имеющие «опыт» потреб­ления наркотиков или наживы на них.
Взрослые, которые с различными целями сближают­ся с компанией подростков. У них две цели: подчи­нить, чтобы потом использовать (совместно воро­вать и т.д.), и вовлечь в наркоманию, чтобы потом на­живаться (продавать им наркотики, сбывать нарко­тики с их помощью).
Как и почему происходит роковой шаг?
Мотивы его могут быть различными:
Желание изведать новые ощущения.
Любопытство.
Стремление не отстать от приятелей и утвердиться в компании. Ведь не случайны лозунги некоторых компаний: «У нас некурящих нет!»; «Ты должен быть, как все!»
Новички активно вовлекаются в употребление наркотиков, как принуждением, так и самим психологиче­ским климатом компании. И в результате такого обще­ния многие, уже ставшие наркоманами, вспоминают:
«Heхотелось, да друзья уговорили…»; «Неудобно было отставать от товарищей…»; «Все так поступают...»; «… только один раз».
Почему начавшемупотреблять наркотики подростку нравится находиться в наркотической группе?
Во-первых, в ней складывается особая форма общения между членами группы: взаимное расположение, сочувствие, сопереживание, никто никого за употребление наркотиков не ругает. Во-вторых, взаимопомощь: дают взаймы деньги, делятся наркотиком и т.д. В-третьих, лидер компании может оказывать давление: угроза изгнания из компании или угроза расправы за «измену».
Наркомания подобна инфекционным заболеваниям, например, гриппу. Инфекционные болезни вызываются специальными болезнетворными микроорганизмами (микробы, вирусы). Есть люди, которые могут заболеть, находясь вокружении этих микробов, а некоторые люди не болеют: их организм устойчив к ним.
Болезнетворные микробы распространяются различными путями: по воздуху, воде, через пищу, через некоторых насекомых. Например, грипп передается через воздух. (Пришел в класс ученик – кашляет, чихает; пообщался с одноклассниками, и на другой день еще кто-то в классе заболел).
При наркомании же «болезнетворным агентом» является наркогенная информация. Ее источником являются люди, потребляющие наркотики, а также торговцы «дурью». Наркогенная информация сводится к описанию приятности действия наркотиков, их безвредности и даже «полезности», к уговорам типа: «Ничего не будет, если попробовать один раз».
Наркогенная информация незаметно и быстро распространяется, особенно при непосредственном общении, совместном времяпрепровождении подростков в компании. Известно, что один наркоман может вовлечь в наркотическое зло до 10 – 15 здоровых людей – подростков, юношей, а то и взрослых, формируя у них положительное отношение к наркотикам.
Из рассказа наркомана: «Часто в кругу знакомых ребят заводились разговоры о полезности наркотиков. Некоторые верили этим словам и незаметно становились наркоманами».
Наркоман совершенно беспомощен один на один со своей болезнью и активно ищет единомышленников.
Образуется целая наркотическая сеть, в которой запутываются все новые, и новые жертвы.
Мнение девушки, начавшей употреблять наркотики: «Если вы думаете, что наркотики – это только препараты, вы глубоко ошибаетесь. Они – главная тема для разговора, цель и объединяющее начало. Кроме того, как только ты перестаешь употреблять наркотики, ты понимаешь, что тебе не о чем разговаривать со своими друзьями, нет повода с ними встречаться. Получается, что ты остаешься совсем один, а человек, как правило, боится этого и чащевсего готов скорее пожертвовать своим здоровьем, чем знакомыми и связями. Покончить с этим злом очень сложно из-за психологической зависимости. Поэтому советую подумать, прежде чем делать что-то, «как другие».
Домашнее задание. Знаете ли вы слова, которые используют в своем общении наркоманы? Вспомните и попытайтесь объяснить их смысл.
4. ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ (9 – 11-Й КЛАССЫ)
Урок 1. Прием наркотика – всегда полет, но в конце – всегда падение
Цельурока: закрепить у учащихся представление о характере действия наркотиков: начальный этап действия их на психику человека можно расценить как «полет», но далее – обязательно падение.
Основные понятая: виды наркотиков и характер их воздействия на психику человека; состояние «полета» и состояние после этого – состояние «падения»; наркомания и токсикомания.
Основные положения урока
В истории человечества известно несколько целей использования наркотических веществ. Во-первых, использование их в медицине с целью обезболивания, в том числе наркоза во время операции. Во-вторых, использование наркотических веществ в культовых целях религии (введение человека в состояние экстаза). В-третьих, применение наркотических веществ для достижения удовольствия.
Для учителя. Понятие «гедонизм» – этическое учение, которое целью жизни и высшим благом признает наслаждение.
В Каирском музее находится мумия малолетней принцессы, жившей в XIVв. до н.э. Во рту у нее были обнаружены остатки опиума. И вполне возможно, что она умерла от его передозировки. Но тогда не было известно, что опиум может вызывать пристрастие, и «маковые соски» без колебаний рекомендовали как успокоительное средство даже для маленьких детей.
Первые упоминания о применении опиума в медицине были обнаружены в греческих источниках VIIв. до н.э. В России эта практика продолжалась до 30-х гг. XXвека. Кроме того, он использовался в быту: настойку опия можно было купить в наших аптеках без рецепта почти до 60-х годов.
Потребление наркотических веществ с тем, чтобы вызвать у человека необычные ощущения и переживания, изначально связано с культовыми целями. Но обнаружив стимулирующие свойства некоторых наркотических веществ и расслабляющее действие других, какая-то часть людей стала использовать их исключительно для того, чтобы вызывать у себя такие же ощущения и переживания.
В настоящее время наиболее широко распространены способы потребления наркотических веществ в медицинских целях и для того, чтобы ввести себя в состояние приятного одурманивания. Первое называется «законный оборот наркотиков», второе – «незаконный оборот наркотиков».
Наркогенным (т.е. опьяняющим, одурманивающим) действием обладают разнообразные по химическому строению вещества, найденные в природе или полученные искусственным путем. В зависимости от особенностей своего строения они влияют на различные отделы центральной нервной системы, вызывая привлекательные для человека психические состояния. Такие состояния достигаются главным образом за счет способности одурманивающих веществ усиливать субъективно «положительное» и тормозить субъективно «отрицательное» в психике.
Важно знать, что все вызывающие опьянение (одурманивание) вещества делятся на две большие группы. Первая группа – те вещества, употребление которых без медицинского назначения запрещено законом. Это и есть наркотики, а пристрастие к ним – наркомания. Вторая группа – те вещества, которые хотя и способны вызвать одурманивание, но которые невозможно запретить (к примеру, некоторые средства бытовой химии). Их называют токсическими (а также наркотоксическими) веществами. Пристрастие к ним называется не наркомания, а токсикомания, но, с точки зрения основных представлений об одурманивании, – это одно и то же: и эйфория, и абстиненция («ломка»), и психическая зависимость, и болезненное пристрастие.
Наркотические (и наркотоксические) вещества способны также вызывать особые состояния сознания, нередко опасные для жизни. При этом сохраняется восприятие собственного психического состояния, но отключается контакте внутренними органами, что создает иллюзию невесомости, бестелесности, «свободы», «парения» над временем и пространством.
При введении, например, первитина искажается восприятиепроисходящего, изменяется чувство времени, нарушается ощущение соразмерности затрачиваемых физических усилий: нагрузка не замечается или воспринимается как небольшая. И человек совершает необычайно большую и тяжелую работу с неблагоприятными для своего организма последствиями, так как это ведет к истощению нервной системы и к физическому изнеможению. Когда мы слышим, что кто-то танцевал модный танец на спор в течение многих часов, следует понимать: это возможно лишь под влиянием наркотиков стимулирующего действия (первитин, «экстази» и др.).
Употребление ЛСД создает иллюзию «парения духа»; некоторые предметы воспринимаются как одушевленные. Лица живых людей и лица на портретах постоянно меняют выражение, становятся то уродливыми, то смешными или очень красивыми, подмигивают, улыбаются. Собственное тело, в частности, руки, становятся рельефными и какими-то чужими и т.д.
Действие наркотика кетамина вызывает ощущение полета в космос без космического корабля и скафандра. Индивид себя не контролирует, танцует что-то наподобие шаманских танцев или кувыркается, поет песни на неизвестном языке. Боли он не ощущает. Но нередко возникают мысли, которые повергают его в уныние и вызывают чувство страха.
По мере возрастания наркотического «стажа» степень приятного эффекта наркотика снижается, а интенсивность «ломки» (абстиненции) возрастает. Наркоман вновь принимает наркотик, чтобы предотвратить «ломку». Напомним ее проявления: настроение портится, возникает раздражительность, все вокруг начинает «бесить», болит все тело, человек буквально не может найти себе места. Это вполне можно сравнить с «падением».
Заключение.Можно привести отрывок из рассказа М. Булгакова «Морфий»: при впрыскивании «почти мгновенно наступает состояние спокойствия, тотчас переходящее в восторг и блаженство». Но потом все исчезает бесследно, как не было. Наступает боль, ужас, тьма. Весна гремит, черные птицы перелетают с обнаженных ветвей на ветви, а вдали лес щетиной, ломаной и черной, тянется к нему...».
Домашнее задание. Знаете ли вы знакомого, который употребляет наркотики? Расскажите, что выдумаете об этом? Каковы его жизненные перспективы? Как долго он проживет? От чего он может умереть?
Урок 2. Оборот наркотиков
Цель урока: сформировать у учащихся представления о целях незаконного оборота наркотиков; объяснить им почему торговцы наркотиками сами их не употребляют.
Основные понятия: наркотик – товар; закономерности спроса к предложения; наркотическая сеть; ответственность граждан.
Основные положения урока
До недавнего времени продажа наркотиков осуществлялась лишь в медицинских целях. В настоящее время все шире распространяется продажа наркотиков с целью одурманивания. Следует отметить, что наркотики очень выгодный товар: во-первых, компактен и удобен в транспортировке и не требует особых условий хранения; во-вторых, круг его потребителей постоянно расширяется. Торговля наркотиками не зависит от сезона года: их продают круглогодично. К тому же она дает большие прибыли (второе место в мире после торговли оружием). Для увеличения числа покупателей наркоторговец использует разного рода обман. Во-первых, это положительная информация о наркотиках, особенно среди молодежи, с учетом их незнания подлинных свойств наркотических веществ. Это утверждения о том, что наркотики безвредны, вызывают приятные ощущения, повышают работоспособность, сексуальные возможности и т.д. Во-вторых, потенциального покупателя убеждают попробовать наркотик хотя бы один раз. Это будто бы даже «необходимо»: и не скажется на здоровье, и вместе с тем «расширит опыт».
Неискушенным людям наркоторговец предлагает наркотик бесплатно – в надежде, что им понравится и они начнут потреблять его постоянно. Этим способом наркотическая сеть расширяется, в ней запутываются все новые и новые жертвы – здоровые ранее люди разного возраста, но преимущественно молодежь, т.к. доверчивого ине имеющего большого жизненного опыта человека наркоторговцу обмануть и заманить в свои сети легче.
Распространению наркотиков способствуют и сами наркоманы, оказывая на новичков наркотическое давления (уговоры, предложение попробовать и т.д.). По статистическим данным, один наркоман может вовлечь в употребление наркотиков до 10 – 15 человек.
Вопрос к классу: как вы думаете, почему сами наркоторговцы не употребляют наркотиков?
Потому что торговцы, зная особенности наркотических веществ и главное – развитие зависимости, сами не употребляют их. Это очень важно знать каждому. И об этом обязательно надо подумать, когда кто-то будет предлагать попробовать наркотик. Прежде чем дать ответ на предложение наркоторговца, следует у него узнать:
1.  Принимает ли наркотики сам предлагающий? Чем это он докажет?
2.  Как он обходится без наркотика, если долго его не принимал?
3.  Как он докажет, что наркотики безвредны?
Зная опасность, которую несут наркотики для человека и общества, государство запрещает их оборот. В нашей стране, как и в большинстве других стран, существует закон, запрещающий любые действия, направленные на добывание, изготовление, распространение одурманивающих средств, вовлечение кого-либо в их потребление.
В зависимости от вида правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, и степени их тяжести предусмотрена административная и уголовная ответственность. (Для учителя: административная ответственность – штраф и задержание на несколько суток).
Уголовным преступлением является: незаконное изготовление, потребление, перевозка, сбыт наркотических средств; хищение наркотических средств; организация или содержание притонов для их потребления; посев или выращивание запрещенных к возделыванию культур, содержащих наркотические вещества.
Меры наказания за это – лишение свободы на срок до 10 лет с конфискацией имущес

Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру

 

 

 
 
 
 
 

 

 
 
 
 
 
 
 
 

Опросник

Вы курите?

Часто ли Вы употребляете алкогольные напитки?

Какие наркотики или другие одурманивающие вещества Вы пробовали?



посмотреть результаты всех опросов